Кто есть учитель?
Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций
Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет – тот учит.
Б. Шоу
В хорошо устроенном государстве наставники технических дисциплин должны преобладать над учителями свободных профессий.
А. Ришелье
Подготовка учителя
Педагог обязан очень много трудиться для совершенствования себя как преподавателя; для этого ему нужно всё время не только изучать свой предмет, его историю и философию, но и совершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность педагога близка к деятельности артиста.
А. Минаков
Воспитание чувств учителя, воспитателя является самой сущностью высокой педагогической культуры.
В. Сухомлинский
Успешно готовить творчески активных исследователей в науке и технике могут лишь те ученые, которые сами непосредственно занимаются – и не только занимаются, но и увлекаются исследовательской работой. Никакой пересказ учебников и даже новейших статей из научных журналов людьми, которые сами не ведут научно-исследовательской работы, не решит задачи: ведь «ум юноши – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
И. Тамм
Труд учителя
Я принимаю близко к сердцу все заботы учителей, потому что всегда считал эту профессию самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д. Лихачев
Учитель должен быть свободен, как поэт, художник, рассказывать о том, что знает и любит сам, а не выполнять указания, данные кем-то со стороны или свыше. Только в этом случае он станет полностью духовным наставником молодежи, независимо от того, какой он предмет преподает – химию, физику, литературу или историю.
Д. Лихачев
Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет. И только она – эта любовь – может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в экономике, политике, искусстве. Поэтому и говорим мы, что в руках учителя наше будущее, наш двадцать первый век.
Д. Лихачев
Преподаватель должен верить в силу и правоту своего дела, он обязан быть строгим прежде всего к себе, и не только как к педагогу, но прежде всего как к человеку.
А. Минаков
Если вы на вопрос ребенка, из желания отделаться от него, приведете хоть один довод, которого он не в состоянии понять, то, видя, что вы в рассуждениях основываетесь не на его идеях, а на своих собственных, он будет считать всё сказанное вами пригодным для вашего, а не его возраста; он перестанет вам верить – и тогда всё погибло.
Ж. Ж. Руссо
Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих трудов, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле… учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя; ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжелым последствиям, как в учительском. Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни.
В. Сухомлинский
Профессионализм. Квалификация. Компетентность
Человек компетентностный – это тот, который заблуждается по правилам.
П. Валери
То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, уменье, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени.
А. Макаренко
Опухоль некомпетентности не из тех, что можно удалить с помощью скальпеля.
Л. Питер
Школа
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
А. Барбюс
Если бы однажды в силу каких-либо причин школа была бы разрушена и, значит, устное предание научного метода прервано, наука иссякла бы в данном месте человечества. И тут не помогли бы никакие сохранившиеся библиотеки и никакие лаборатории.
С. Гессен
После хлеба самое важное для народа – школа.
Ж. Дантон
Воспитание и только воспитание – цель школы.
И. Песталоцци
Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого.
Д. Писарев
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека
Педагогическое общение
Общаться лучше с теми, от кого можно научиться. Да будет твое общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением: смотри на друзей как на наставников и приправляй пользу от умения наслаждаться от беседы. Дружба разумных взаимно выгодна: кто говорит, тому прибыль в похвале слушателя, а кто слушает, у того ума прибывает.
Б. Грасиан
Искусство общения в гибком сочетании учебного и жизненного в наших контактах со школьниками.
Е. Ильин
Если урок – общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы расписания, то почаще спрашивайте себя: зачем иду на урок? Мы идем к детям! Чтобы они были лучше, добрее, гуманнее многих из нас, сильнее и мужественнее, чем мы с вами; чтобы умели выходить из любых тупиков, идя вперед, а не пятясь назад, чтобы всякий равнялся на свою судьбу, а не завидовал чьей-то легкой, устроенной.
Е. Ильин
Самое лучшее одиночество – это когда ты думаешь о том, как ты себя вёл с людьми.
М. Светлов