Home Эссе

Учитель… Это слово порождает в сознании различные ассоциации и образы. Человек, который ведёт первоклашек в школу первого сентября. Тот, кто стоит у доски и объясняет новый материал, кто проводит много времени за проверкой тетрадей и написанием планов уроков… Но это лишь внешняя, формальная и не самая главная часть профессии. Почему так часто бывает, что ученик, пришедший в школу с интересом и желанием учиться, часто его утрачивает?

Почему ребёнок, который с удовольствием наизусть читал стихи, пересказывал сказки, осваивал новую лексику, с восторгом рассматривал каждую букашку в парке, утрачивает эту способность в школе? Почему спустя годы выпускники про одних учителей вспоминают с теплом, благодарностью и восхищением, а других припоминают с трудом, или даже прилагают усилия, чтобы забыть и не вспоминать? Яркие моменты школьной жизни, также как серость, обыденность, боль и страдание не проходят в жизни ученика бесследно. Все это говорит о том, что наряду с внешними формальными профессиональными признаками, есть главные, сущностные характеристики учителя, которые скрыты в том, что он делает.

Определим сущность учительской профессии через основные ее составляющие. Учитель – это тот, кто учит и учится. Вы можете возразить, что учить и учиться могут не только те, кто работает в школе. И это очень важное замечание, потому что учитель – это не профессия, не должность, не хобби – это особый образ жизни, призвание.

Учить…

Кого учить, или Кто он такой, современный ученик?

Когда учитель впервые входит в класс, он читает вопрос в глазах ребят: «Вы никогда не жили в этом мире, какое право вы имеете нас учить?» Они аборигены цифровой реальности, спрашивают тех, кто только осваивает этот мир. По мнению экспертов, современные ребята воспринимают лишь краткую и наглядную информацию, не имеют устойчивых предпочтений, не воспринимают взрослых как безусловный авторитет, не могут без социального взаимодействия, уверены в собственной исключительности, их главный запрос – быть счастливым, а значит успешным.

Как современному учителю быть услышанным ребёнком нового времени? Каждую минуту общения с учеником надо доказывать, что ты имеешь право быть им услышанным и понятым. Авторитет, возраст, опыт, твои прежние достижения, награды, звания, профессиональный успех не имеют значения. Надо убеждать, объяснять, обсуждать, приводить аргументы, стать лучшим здесь и сейчас, именно для этих ребят.

Какие шаги можно для этого предпринять, или Чему и как учить?

Юрий Лотман писал:
«Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе…».

Для меня учить – это хранить и передавать традиции, культуру моей страны, малой родины, моей семьи…

Учить – это выбирать… выбирать наилучший способ проведения занятия, траекторию развития для каждого ученика, слова, которыми хочется достучаться до каждого сердца. При этом необходимо пересмотреть привычные подходы к организации урока. Следует отменить монополию учителя на знание. Не рассказывать, а мотивировать, пробуждать интерес, вовлекать в активное практическое взаимодействие, предлагать выбор видов деятельности и учебных задач, создавать проблемные ситуации, которые можно преодолеть только в команде – вот то, что может изменить привычный уклад школьной жизни.

Учить – это испытывать радость человеческого общения, ощущение востребованности, возможность быть старшим другом, товарищем. Считаю необходимым расширять возможности очного общения в школе взаимодействием в социальных сетях (кстати, в ходе этого общения можно развивать речевую культуру, сделать модным отсутствие ошибок, использование слов вместо смайликов).

Учить – это каждый день своим трудом доказывать, что методика – это одна из важнейших наук о человеке, а не об учебном процессе…

Учиться…

Прочитайте определение и скажите о ком идёт речь?

«Человек, который никогда и ни в чём не сомневается, считает, что всегда и во всём прав; человек, у которого начисто атрофировано критическое мышление, раб одной единственной верной мысли и одного единственно правильного мотива поведения».

Если, прочитав описание, ваше сознание нарисовало образ среднестатистического учителя, то вы ошибаетесь. По мнению Александра Асмолова – это дурак. Как учителю избежать этой скорбной участи? Ответ и сложен, и прост одновременно. Учиться… Это необходимое условие, для того чтобы учить… Учиться – создавать новое с опорой на традиции, иметь право на ошибку, преодолевать витальный страх – страх быть оценённым, становиться экспертом в различных областях, постоянно преодолевать себя сегодняшнего, чтобы открывать новое, вести других, создавать будущее…

Ежедневное общение с детьми дает возможность смотреть на мир глазами молодых. Этот взгляд подскажет тебе, что нужно сделать, чтобы быть интересным. Необходимыми становятся мотивация на саморазвитие и умение ставить цели. Важно совершенствоваться в предметной области, в психолого-педагогической сфере. Но если на этом остановиться, то можно остаться узким специалистом, который, как известно, подобен флюсу: полнота его односторонняя. Здорово, когда литератор разбирается в теории чёрных дыр, а учитель математики играет в школьном театре. Не будем забывать и о физическом здоровье, и ежедневном позитивном настроении. Учитель должен отдавать, ведь то, что отдал, то твоё!

Ещё несколько лет назад об утрате внимания в аудитории можно было судить по падающим на пол шариковым ручкам, теперь, в цифровом веке, эту функцию взяли на себя сотовые телефоны. Благодарю тех, у кого телефон уцелел, а для тех, кто услышал стук… Моя педагогическая философия – Учитель, Учить, Учиться!